?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нет и точка

Во вторник  мне довелось побывать на очень интересном мероприятии под кодовым названием «.NET»
Разбиралась проблема продажи пива и крепкого алкоголя несовершеннолетним.  Актуальная тема, прямо скажем.

Мероприятие - это что-то вроде семинара-тренинга, который в первую очередь ориентирован на продавцов и кассиров, т.е. на тех, кто непосредственно сталкивается с проблемой; и во вторую очередь – на всех тех, кто видит проблему, хочет с ней бороться, но не знает как. То есть, на обычных людей, вроде нас с вами, стоящих в одной очереди с детьми, которые сильно жаждут прикупить алкоголя или сигарет. О сигаретах речи не было, но они всегда незримый спутник алкоголя, а потому – по умолчанию.
Я пришла к самому началу и порадовалась тому, что опаздывающих практически  не было, почти все заявленные участники были уже в сборе.



Просмотрев список я поняла, что увижу много знакомых лиц во время семинара, и таки да – добрая треть людей мне была хорошо знакома. Все-таки почти десять лет в торговле, это вам не это))
Лектор оказалась человеком глубоко погруженным в тему, рассказала историю проекта (который, оказывается, существует уже несколько лет), его актуальность и мы вместе порадовались результативности этой многолетней работы.




Для начала, в рамках знакомства, участникам тренинга было предложено несколько минут  поговорить о том, о сем, на отвлеченные темы, началось безудержное веселье и броуновское движение, народ немного раскрепостился))



Постепенно вопросы стали глубже и серьезней, хотя время обсуждения не изменилось, те же две минуты. Молчащих (читай – равнодушных) не было, помимо предложенной темы «как бороться с продажей алкоголя несовершеннолетним, по вашему мнению?» некоторые участники умудрились обсудить еще несколько тем, не менее интересных и не отходящих от контекста.




После «разминки» участники тренинга поделились на условные команды для того, чтоб ответить на ряд злободневных вопросов. Например, как определить возраст по внешнему виду и можно ли вообще полагаться на визуальное восприятие человека? И после какого (ориентировочно) возраста можно уже не спрашивать документы у человека, покупающего алкоголь?



Задачки на тренинге предельно просты: к вам приходит покупатель за алкоголем, попросите ли вы его предъявить документ или посчитаете визуально, что он достаточно взрослый?
Не раз внимание акцентировалось на том, что в наш век продвинутых технологий и доступных пороков человек может выглядеть как угодно молодо или взросло для своего конкретного возраста. И это задание помогло наглядно показать, как сильно иногда можно ошибиться.
А для того, чтоб не ошибаться, достаточно просто соблюдать нехитрые правила.
Конечно, по закону можно и нужно просить документы на кассе хоть у каждого покупателя, но как это скажется на общем настроении? С одной стороны, если человек выглядит на возраст «за пятьдесят», то совершенно очевидно, что восемнадцать ему уже есть, поэтому спрашивать документы у «конкретно взрослых» - это тормозить покупку, задерживать очередь и нарываться на всеобщее недовольство. С другой стороны – если следовать закону и максимально его соблюдать, т.е. спрашивать документ, подтверждающий возраст у всех, без исключения, то можно создать прецедент и недовольство постепенно перерастет в обыденный ритуал: собираясь покупать алкоголь, человек просто будет знать, что должен быть с собой паспорт, иначе ничего не выйдет.
Лично меня волновал вопрос, как может посторонний человек, не кассир, и даже не сотрудник магазина, повлиять на спорную ситуацию. Если я вижу, что на кассе явно несовершеннолетнему спокойно отпускают алкоголь, то имею право посоветовать сотруднику магазина посмотреть документы покупателя. Чаще всего, боясь высоких штрафов и тайных проверок (не самая лучшая мотивация, но пусть хоть такая) кассир эту просьбу выполнит. Если же не пожелает – то я имею полное право написать жалобу на такого сотрудника и дальше – со всеми вытекающими.
Гораздо сложнее ситуация, когда несовершеннолетние просят взрослых (чаще незнакомых) купить для них алкоголь. И выход из нее тоже сложнее, но он есть. Такому покупателю кассир имеет право отказать в продаже,  потому что он знает, что этот алкоголь для несовершеннолетнего. Пятьдесят процентов «благодетелей» после этого отказываются помогать, а для остальных есть продолжение. Если взрослый продолжает настаивать на покупке, ему можно напомнить, что существует статья КоАП 6.1 «Вовлечение несовершеннолетних в распитие алкоголя» и разъяснить, что никого волновать не будет, что несовершеннолетние САМИ попросили купить им алкоголь, перед законом ответит  именно взрослый и именно в такой формулировке – «вовлечение». Как вы догадываетесь, номер статьи можно не запоминать, достаточно ярко сформулировать ее суть)))  Если же и этот аргумент не подействует, то покупатель предупреждается при свидетелях о том,  что в момент передачи алкоголя несовершеннолетним его сфотографируют, и тогда последствий уж точно не избежать. Вряд ли адекватный человек уже даже после  первого отказа станет настаивать на покупке, важно знать – что и как говорить в таких ситуациях.
Не скрою, для меня этот семинар-тренинг оказался полезным и продуктивным, надеюсь, для всех остальных тоже.
Кстати, возраст участников был в довольно широком диапазоне, от совсем юных сотрудников, явно недавно переступивших порог совершеннолетия, до «матерых» директоров магазинов.




Поговорив с учасиниками я, с удивлением, узнала, что все они пришли сюда в свой выходной, от работы их никто не «засылал», не заставлял, было только озвучено предложение, на которое многие согласились (например, от одного магазина пришло 6 человек). Это не может не радовать, значит, тема продажи (точнее – не продажи) алкоголя несовершеннолетним животрепещуща, актуальна и чрезвычайно важна для каждого из нас, вне зависимости от сферы деятельности, степени ответственности

Для справки:
В июле 2012 года компания HEINEKEN в России запустила социальный проект «.NET» по предотвращению продажи пива несовершеннолетним в розничных торговых сетях.
Ежегодно проект расширяет свою аудиторию, охватывая все больше заинтересованных и неравнодушных людей. Так, в 2014 году прошла акция «Блогер за кассой» - пройдя обучение, блогеры несколько рабочих дней провели за кассой, узнали, с какими трудностями сталкиваются продавцы и кассиры, и в результате появился основной девиз акции:
«Покупатели наравне с продавцом могут убедительно сказать «НЕТ» подростку. Каждый из нас может улучшить ситуацию, главное – не оставаться равнодушным».
Большое спасибо компании  Хайнекен и лично Светлане Сапожниковой  за своевременное, тщательно продуманное и очень важное мероприятие, отдельное спасибо Марии Денисовой за предоставленную возможность.

Подробнее о проекте

Отчет simfeya о том же мероприятии, коротко и по делу

Recent Posts from This Journal

  • Совместная закупка когтеточек

    В жж не ишу давно, но это дело - важное, так что для тех хороших людей, кому они могут оказаться нужными, вот - Все знают, как кошки любят и…

  • Про подработки

    Я всегда беру подработки, не важно, работаю я в это время на основной работе или нет, мне деньги лишними не бывают. И еще всегда беру только такие…

  • Папенька

    У меня тут состоялась историческая встреча с папенькой. Если прям официально, то мы не виделись как будто 28 лет. Не считая 5 минут на похоронах…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
simfeya
Dec. 10th, 2015 04:43 pm (UTC)
ОТлично написала, Наташа! Всё по делу!
ural_ga
Dec. 10th, 2015 04:46 pm (UTC)
))))
впечатлило!
simfeya
Dec. 10th, 2015 05:00 pm (UTC)
Меня только смутила первая фотография: имена с телефонами в открытом доступе как бы не есть хорошо.
ural_ga
Dec. 10th, 2015 05:08 pm (UTC)
да там не видно ничо, ладно уж
могу сильно уменьшить
khelgi
Dec. 10th, 2015 08:44 pm (UTC)
компания HEINEKEN в России запустила социальный проект «.NET», напоминает историю с пчёлами против мёда. Я уже не говорю о том, что они химикаты в свою продукцию добавляют.
ural_ga
Dec. 11th, 2015 02:23 am (UTC)
Пчелы против меда? То есть вы считаете основным потребителем пива финансово нестабильных несовершеннолетних? Про химикаты ничего не знаю, если это официальная информация - значит, эти добавки как минимум не запрещены, если доказано факта нет - то они вам могут предъявить за клевету
khelgi
Dec. 11th, 2015 07:58 am (UTC)
Подростков, пьющих пиво, действительно достаточно. И куда больше работы сделал запрет на продажу спиртного в определённые часы (в разных регионах отрезок ограничений свой), который позволил уменьшить в целом употребление спиртного среди населения. Но помимо запретов необходимо предоставлять альтернативу и в части регионов, опять же, свои решения.

А по поводу состава - моё субъективное мнение. Но по качеству сорта можете почитать на форумах бирофилов, да и просто поспрашивать у знатоков.
ural_ga
Dec. 11th, 2015 01:56 pm (UTC)
никак не пойму, почему дополнительная (к тому же запрету)политинформация о непродаже алкоголя несовершеннолетним и правильные механизмы разрешения спорных ситуаций вызвали у вас только негатив? если б такую же программу сделало государство за бюджетные деньги вас это устроило бы больше, чем если это отдельно взятая пивная компания устроила за свой счет?
khelgi
Dec. 11th, 2015 03:06 pm (UTC)
А почему Вы решили, что это событие вызвало у меня отрицательные эмоции? Удивление, скорее. Странно слышать, что пивные компании выступают за ограничение продажи своей продукции в ситуации, когда и так ощущается заметный спад реализации пенного напитка. Бизнес, такова его природа, нацелен на извлечение максимальной прибыли.
ural_ga
Dec. 11th, 2015 03:19 pm (UTC)
положительный имидж - это увеличение лояльности, следовательно - увеличение прибыли.
а про отрицательные эмоции - решила из-за первого и второго комментария)
saamill
Dec. 11th, 2015 04:43 pm (UTC)
а несовершеннолетние прямо в очереди просят "дяденька, купите нам пивка"? как продавец может узнать себе дяденька покупает или вон тем балбесам? или и себе и балбесам? или им сок, а себе пивко?

И да, бесит, когда у огромных седеющих дядек спрашивают паспорта а потом кричат, что могут спрашивать у всех, бебебе. Пивко продали, а осадочек остался, так сказать.
ural_ga
Dec. 11th, 2015 04:46 pm (UTC)
спрашивать по закону имеют право у каждого, про седых дядек - это если хотят залупиться и не продать какому-то хаму (нет документов - имеют полное право не продать). Именно поэтому лично я за то, чтоб алкоголь в принципе всегда продавали только при наличии паспорта, вне зависимости от возраста. Тогда сформируется привычка и никакой вони в очередях не будет, все четко и просто.
А про малолеток - да, именно так и происходит, дяденька, купите мне пиво/сигареты, и дяденьки покупают, и мой животрепещущий вопрос был как раз в том, как этих дяденек размотивировать на подобную "помощь ближнему"
saamill
Dec. 11th, 2015 04:53 pm (UTC)
смысл залупаться, особенно если у человека есть паспорт? наблюдаю такие ситуации регулярно. вопрос риторический.

нет-нет, это я поняла, вопрос в том, спрашивают у дяденьки на глазах у всей очереди или договариваются "за углом"? они (детишки) вообще могут не зайти в магазин - и тогда чем этот дяденька отличается от всех остальных дяденек для продавца в алкогольном магазине?


Edited at 2015-12-11 04:53 pm (UTC)
ural_ga
Dec. 11th, 2015 05:21 pm (UTC)
конечно, тех, кто договаривается за углом, не выявить, разве что случайно и не кассиру, а другому покупателю. но в 90% случаев просят тут же у кассы
angel_city_n
Dec. 12th, 2015 05:37 pm (UTC)
У меня в Саратове уже дважды просили документы. Пожалуй, местные малолетки выглядят не очень, как я в свои 32.
Радует, что кассиры бдительны.
ural_ga
Dec. 12th, 2015 05:46 pm (UTC)
я уже выгляжу не фонтан, у меня редко спрашивают, но отмечаю, что у людей, выглядящих даже и и на 20-25 (визуально моложе меня) постоянно просят документы показать
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Бенька
ural_ga
Варвара Гагарин Гагарская
Website

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com